Две крайности руководителя Развитие осознанности
Эксперт в области обучения руководителей в ИТ, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан, через обучение в которой прошли более 22 000 руководителей команд и проектов, тимлидов. Автор ряда книг по управлению в ИТ, карьере руководителя и коммуникациям, включая «Секреты управления программистами», «Белая книжная полка менеджера», «Джедайские техники конструктивного общения». В прошлом — менеджер в компаниях Intel и Sun Microsystems, Inc.
По многолетнему опыту обучения и личной работы с руководителями первого уровня (тимлидами, менеджерами команд и проектов) становится заметно, что их можно поделить на две большие группы (исключения бывают, но редко и точечно):
1. технические профессионалы — самый сильный программист в проекте становится его тимлидом;
2. коммуникативные профессионалы — те, кто хорошо умеют находить общий язык со всеми членами команды, «неадекватным» заказчиком, «странным» руководством и т.д.
Что интересно, и первая, и вторая группа склонны проявлять себя не очень гибко в роли руководителя. Первые обычно требуют от окружающих высокой степени технической компетенции, им довольно легко быть жесткими с другими людьми. Все люди делятся на профессионалов и непрофессионалов. Белое и черное. Правильное и неправильное. Вторые — хорошо умеют быть мягкими, читают Тома Демарко и Джоэла Спольски, но совершенно теряются, когда нужно быть жесткими.
Это как будто два полюса, и в каждом из них люди реально хороши. Что любопытно, похоже, что именно это и подталкивает их по карьере в роль тимлида или менеджера. И никто не предупреждает, что дальше нужны немного другие качества, включая гибкость в выборе своей модели коммуникации, способе оценивания других людей и их действий и принятии других карт реальности.
Просто сказать «будь жестче» или «попробуй понять другого человека» — не помогает, потому что это не твоя модель поведения, это не твое, и делать это искренне не хочется. Начинающие менеджеры и тимлиды как будто до последнего держатся за свои ценности и модели поведения, приходя обычно к профессиональному выгоранию.
Почему так происходит, что толкает нас на эти два полюса, как находить работающий баланс и меняться в роли тимлида — об этом мы и поговорим в докладе.