Для эффективной коммуникации полезно представлять мышление других людей, а для собственного развития неплохо бы представить собственное устройство. Конечно, и то и другое можно делать по интуиции, но у многих так получается не слишком хорошо. На помощь приходят типологии и модели: все-таки разнообразие людей сравнимо с разнообразием узоров в калейдоскопе и, опознав, какие стеклышки образовали конкретный узор, можно неплохо предсказать другие узоры.
В отличие от калейдоскопа, в который стеклышки засыпали при изготовлении, в человеке большинство камушков определяются не генетическим кодом, а теми стереотипами мышления и шаблонами поведения, которые он приобрел в ходе воспитания и обучения, включая первые пару лет жизни. Каждый может развиваться, изменяя свою личность в желаемом направлении, а перед руководителем часто стоит задача помочь в развитии сотрудников для этого полезно знать, какие механизмы стоят за типологиями — нужна инженерная модель личности.
Обзор разных полезных типологий и моделей я делал несколько лет назад в докладе «Модели softskill для тимлида», а в этом докладе я их дополню представлениями об устройстве мышления в целом и расскажу про инженерную модель личности в том виде, в котором она у меня сейчас сложилась как интеграция различных моделей.